Незабвенная НКО (да, это некоммерческая организация, а не частная компания, как многие думают), Mars One потихоньку подыхает. В январе этого года, выяснилось, что коммерческая часть проекта Mar One Ventures обанкротилась. Теперь шарашка по покорению Марса, будет существовать в основном на бумаге, ну и конечно в Интернете.
А ведь сколько в свое время было пафосных речей! "В то время как косные государственные космические агентства топчутся на месте, молодые частные начинания, грозятся отправить человека на Марс первыми!" - вся подобная риторика, которая в наши дни крутится вокруг Илона Маска и его компании SpaceX, некогда использовалась в отношении Mars One. Более того, марсианский проект SpaceX, очень похож на Mars One в том, что отправку людей на красную планету планируется удешевить тем, что это будет билет в один конец (более гуманней кстати, было бы взрывать ракеты с прогрессодебилами прямо на старте). Пропагандистская обслуга научных неорелигий – научно-популярные ресурсы – хором пела осанну «молодому перспективному проекту», уверяя нас, что это стопроцентно начало настоящей колонизации космоса.
Тут конечно, мои гнусные инсинуации можно прервать возражением: «Но никто же тогда не знал, что это несерьезный проект». Однако, в таком случае тут же возникает вопрос: а как тогда отличить реальную космическую программу, от лохотрона? Если только по конечному результату, то получается что у космонавтики отсутствует элементарная прогностическая возможность. Но самое главное тут, что данное возражение – ложь. Знали. На то что Mars One – несерьезный проект, неоднократно указывалось, в том числе и автором этих строк. Ответом же на подобную критику, были исключительно вопли многочисленных прозелитов, окружавших проект (наподобие современных масковеров) про проклятых боговеров-креационистов. Подобное положение дел продолжалось до тех пор, пока на горизонте не появился Джозеф Роше, сотрудник NASA, который раскритиковал проект с теми же аргументами, которые использовались и до него – проблема только в том, что до него эти аргументы попросту игнорировались. Это заставляет задать еще один вопрос – получается, в мире космической экспансии, частной космонавтики и прочего, что есть истина, а что ложь, определяется голосом специально уполномоченного авторитета, как в религии?
Также, можно возразить что некорректно сравнивать Mars One – шарашкину контору без технологий, без разработок, имеющую лишь красивые презентации и SpaceX – реальную частную космическую компанию. Но во-первых, несмотря на тот факт, что Mars One был всего лишь НКО без технологий, говорящие головы культа Космической Экспансии все равно позиционировали его как реальную космическую программу. Во-вторых – а давайте-ка проанализируем реальные активы компании SpaceX.
В реальных активах SpaceX, находится низкотехнологическая ракета Falcon-9, основанная на технологии связки (или, более красивое название «пакетный двигатель») маломощных двигателей. Такая технология, является вынужденным решением в ракетостроении, используемым по причине неспособности производить реально мощные ракетные двигатели. Так было например в Советском Союзе, в 50-60-х, так как советская промышленность была не в состоянии производить аналоги больших американских ракетных двигателей и советские конструкторы вынуждены были использовать двигательную связку. У подобной конструкции, есть свои серьезные недостатки, например большой вес, ненадежность (а вы думали, чего это ракеты Маска постоянно взрываются?), а также у двигательной связки, есть свой предел – например, проект советской сверхтяжелой ракеты Н-1, закончился полным провалом. Распиаренная в свое время ракета Falcon Heavy, является по сути, просто пучком из все тех же Falcon-9.
И…. и все. Реальные достижения SpaceX на этом заканчиваются. Дальше начинается все то же, что было у Mars One – красивые презентации, которые и ограничиваются рисованными на компьютере картинками и видеороликами. Пилотируемый космический корабль для полетов на МКС, сверхтяжелая ракета BFR (Big Fake Rocket) для межпланетных полетов – с этим дела обстоят также, как и у разоблаченной НКО. Кое-что из этих красивых картинок, уже слито – например, пилотируемый корабль Dragon V2 (а с ним и пилотируемый облет Луны), марсианский Red Dragon, полагаю, что в следующем десятилетии подобная судьба постигнет и BFR.
Впрочем, нельзя не признать, что позиции SpaceX крепче, нежели у Mars One – у Баса Лансдорпа, не было поддержки в американском правительстве (а у Маска лапа похоже даже не просто в правительстве, но в самом Deep State). Впрочем, я надеюсь что когда-нибудь SpaceX все же будет слита в полном составе, как Mars One и окажется в нынешнем положении оного. И все будут при ее упоминании, небрежно отмахиваться: «А, эта шарашкина контора, лохотрон», точно так же, как сейчас говорят про Mars One.
Проблема в том, что никто не вспомнит, что SpaceX некогда считалась пионером будущего, который отвезет нас на Марс. Человечество с тупой улыбкой, наступит на следующие космические грабли, а на предупреждения, что сейчас по лбу ударит, будут лишь раздаваться истеричные вопли про проклятых боговеров-плоскоземельцев, которые не пускают нас в космос.
P.S. Вскоре после новости о банкротстве коммерческого направления Mars One, выяснилось, что сдыхать сия секта категорически отказывается и пытается трепыхаться. Радует однако, что похоже это все-таки судя по всему, не восстание феникса из пепла, а телодвижения гниющего зомби: судя по комментариям по ссылке, в данную шарашку уже никто всерьез не верит. А ведь конец любой религии, приходит тогда когда народ перестает веровать....
P.P.S. Тем временем, в SpaceX:
|